Газотурбовоз – это разновидность железнодорожного транспорта, работающая на газотурбинном (комбинированном) двигателе (ГТД).
Впервые газотурбовоз появился в 1941 году в Швейцарии. Долгое время газотурбовозы работали только в одном месте — на железной дороге Юнион Пасифик в США. Их мощность достигала 4 500-8 500 лошадиных сил.
К 1965 году своими газотурбовозами обзавелись Великобритания, Советский Союз, Швеция и Чехословакия. Среди несомненных достоинств газотурбовозов является большой охват грузоперевозок, среди недостатков – шумность и повышенный расход газа.
Принцип действия газотурбовоза состоит в следующем. Газотурбинный двигатель передает усилие на генератор, который вырабатывает электрический ток. При помощи электрического тока работают электродвигатели, которые и заставляют газотурбовоз перемещаться.
Газотурбинный двигатель устроен следующим образом. В специальную камеру двигателя компрессор подает сжатый воздух и газ, которые взаимодействуют при высоком давлении. В результате такого взаимодействия выделяется тепловая энергия, которая заставляет работать привод, раскручивающий турбину. Турбина выделяет электрический ток, от которого работает электродвигатель, приводящий газотурбовоз в движение. При этом часть тепловой энергии не задействуется в работе привода, а обеспечивает работу компрессора, который под давлением подает в двигатель смесь воздуха и газа.