Самолет – это авиационное средство передвижения, перемещение которого возможно за счет специально устроенных крыльев и силовой установки. В настоящее время самолет применяется в мирных (грузо- и пасажироперевозки) и военных (разведка, бомбардировка, санитарные самолеты) целях.
История развития и становления самолетостроения тесно связана с историей развития аэропланов. В 1899 году за создание аэроплана нового типа взялись знаменитые братья Райт — Вильбур и Орвиль. Они видоизменили планерное крыло аэроплана, сделав его перекошенным, и первыми стали использовать подвижный вертикальный руль, управляющий полетом. Сконструированный таким образом аэроплан был первым образцом самолета.
В 1903 году братья Райт продемонстрировали аэроплан, работающий на бензиновом двигателе. Он был способен развивать мощность до 16 лошадиных сил. Этот экземпляр аэроплана можно назвать первым полноправным экземпляром самолета. В 1908 году опытный образец самолета братьев Райт был продемонстрирован в Европе. Фурор был ошеломляющим. С этого момента и начинается бурное развитие самолетостроения в мире. За последующие неполные 30 лет, с 1910 по 1940-ые годы, в развитии авиации было совершено несколько прорывов. Они касались как военной, так и гражданской авиации.
В зависимости от количества крыльев и их направленности различают следующие типы самолетов:
• биплан – самолет, снабженный двумя парными крыльями;
• полутороплан – биплан, у которого пара верхних крыльев длиннее нижних или наоборот;
• моноплан — самолет, снабженный одной парой крыльев.
Устройство самолета включает в себя силовую установку для образования тяги и специально устроенное крыло, позволяющее самолету взлететь и держаться на воздухе. Такое устройство крыла создает необходимое условие полета, при котором давление под крылом значительно выше, чем над крылом. Это позволяет самолету подняться над землей. Поднявшись на необходимую высоту, самолет «ложится» на воздушную подушку и летит далее, координируя траекторию и направление полета за счет приборов.