Крейсер – боевой корабль, применяемый как в составе военно-морского соединения, так и независимо от него. Он может выполнять отвлекающую роль в ходе сражения, быть пограничником, конвоиром, минером, базой десанта. В настоящее время как класс боевых кораблей крейсер исчезает. В составе военно-морских сил сохранился только в 4-х странах: России, США, Франции и Перу.
Размеры крейсеров варьировали от 70 до 230 метров, из которых более 70 метров приходилось на палубу. Остальное расстояние занимали многочисленные зенитки, пушки, ракетные установки. Водоизмещение крейсеров достигало 15 000-35 000 тонн. Толщина брони на корпусе равнялась 3-6 сантиметров.
Как боевой корабль крейсер был предназначен для решения частных задач на отдельном участке акватории. В основном он выполнял функции пограничника и минера.
Впервые термин «крейсер» появился в 17 веке в голландском языке. Им обозначали автономный корабль небольших размеров, плавающих на свой страх и риск, независимо от военного флота. Обычно такие корабли исполняли роль разведчиков, «почтальонов» и диверсантов. Таким образом, под категорию крейсер попадали все возможные фрегаты, шлюпы, корветы и бриги. В 19 веке термином «крейсер» стали называть все парусно-винтовые корабли. К ним относились рейдеры, броненосцы, и клиперы.
Во второй половине 19 века бурное развитие бронефлота и появление большого количества броненосцев привело к тому, что броненосцы были отделены от остальных кораблей. Они получили название броненосные крейсеры. Последние могли совершать самостоятельные плавания вдали от своих баз. Для улучшения качества плавания броненосные крейсеры были снабжены парусами и паровыми двигателями. В 1878 году две страны – Россия и Англия – официально признали крейсеры частью военно-морского флота. Под этим словом стали понимать все легкобронированные артиллерийские корабли с паровым двигателем.
В начале 20 века крейсеры были поделены на две отдельные группы кораблей — броненосные и бронепалубные крейсера. Последние не имели брони на бортах. Ее место занимали грузовые отсеки. После окончания II Мировой войны интерес к крейсерам упал. Многие из них были переделаны в авианосцы (например, «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»).