Самолет – это авиационное военное средство, используемое для разведки и бомбардировки территории противника, а также для переброски своих войск и техники в тыл противника.
Размеры самолетов колеблются от 15 до 50 метров, вес – от 10 до 100 тонн (без груза). Высота самолета составляет от 5 до 15 метров. Размах крыльев варьирует от 8 до 50 метров. Устройство военного самолета включает в себя силовую установку для образования тяги и специально устроенное крыло, позволяющее самолету взлететь и держаться в воздухе. Такое устройство крыла создает необходимое условие полета, при котором давление под крылом значительно выше, чем над крылом. Это позволяет самолету подняться над землей. Поднявшись на необходимую высоту, самолет «ложится» на воздушную подушку и летит далее, координируя траекторию и направление полета за счет приборов.
Военные самолеты предназначены для уничтожения военных укреплений, самолетов, кораблей, танков. Средняя скорость их движения составляет 1 800-2 000 километров в час. Отдельные самолеты могут развить скорость до 3 000 километров в час. Их воздушный потолок, то есть предельная высота полета, в среднем составляет около 17 километров. Отдельные самолеты могут подниматься на высоту до 30 самолетов. На свой борт самолет может взять от 3 до 30 тонн полезного груза, транспортные самолеты еще больше – до 50 тонн, и пронести его на расстояния свыше 7 000 километров (транспортные самолеты или стратегические бомбардировщики). Вооружение самолета составляет одна скорострельная пушка, авиабомбы и ракеты различного типа.
История боевой авиации берет свое начало с 1794 гола, когда французские власти объявили о создании первой в мире воздухоплавательной службы. Вместо боевых самолетов выступали воздушные шары, с которых производили разведку и бомбили войска противника.
В 1899 году знаменитые братья Райт — Вильбур и Орвиль — сконструировали первый образец самолета. В 1909 году в США на его основе был построен первый боевой самолет, вооруженный пулеметом и способный донести до территории противника 2 бомбы. Скорость его полета составляла всего 68 километров в час.
К моменту начала I Мировой войны боевой авиацией владели многие страны Европы. Широкую известность среди них получили французские аппараты «Спад», «Ньюпор» и «Моран», английские «Бристоль» и «Кэмел», немецкий «Фоккер».
После завершения I Мировой войны начинается бурное развитие военного самолетостроения в мире. За последующие неполные 30 лет, с 1910 по 1940-ые годы, были выпущены такие известные самолеты как:
• «Кондор», PW-8 «Хоук», «Ланкастер», A-3 «Фолкон», «Харрикейн», «Спитфайр» в Англии,
• B-17 «Летающая крепость», B-24 «Либерейтор», A-26 «Инвэйдер», B-29 «Сверхкрепость», F-4U «Корсар», P-38 «Лайтнинг», P-47 «Тандерболт» и P-51 «Мустанг» в США,
• «Зеро» в Японии,
• «Юнкерс-87», «Мессершмитт-109» и «Фокке-Вульф-190» в Германии,
• «Як-3», «Ла-7», «Ил-2» и «Ту-2» в Советском Союзе.
Скорость их полета в среднем составляла 400-600 километров в час, а дальность полета достигала в среднем 800 километров; полезная нагрузка достигала 8 тонн (у бомбардировщиков).
После войны основное противостояние в сфере военной авиации шло между Советским Союзом и США. Американскими конструкторами был построены такие известные самолеты как F-80 «Шутинг стар», F-86 «Сейбр», B-36 и B-50. Советский Союз ответил созданием самолета МиГ-15. В ходе столкновений в небе Кореи на один сбитый МиГ-15 приходилось 3 сбитых американских самолета.
В настоящее время лучшими самолетами в мире являются F-15 «Игл», F-16 «Файтинг фелкон» и F-22 «Раптор» в США, Су-27, Су-30, Су-37, МиГ-29 и МиГ-31 в России.