Первыми летательными аппаратами, изобретенными человечеством, стали воздушные шары — аэростаты и дирижабли. Эти конструкции легче воздуха, ими тяжело управлять, и они не способны развивать высокую скорость. Полет этих аппаратов зависит от силы ветра, потому их и называют воздухоплавательными. Другое дело самолеты и вертолеты! Они относятся к авиации, так как весят гораздо больше воздуха, а их движущей силой являются мощные моторы. Такие летательные аппараты способны развить скорость, которая не под силу ни одному виду наземного или водного транспорта. И самолеты, и вертолеты легко взлетают, уверенно держатся в воздухе и делают различные фигуры пилотажа. Но их главное предназначение — быстрое перемещение людей и грузов на большие расстояния.
В 1783 году во Франции был запущен первый в мире воздухоплавательный аппарат. Это был воздушный шар, изобретенный братьями Жозефом и Жаком Монгольфье. Он был сшит из плотной ткани, оклеен бумагой и наполнен теплым воздухом. Шар набрал высоту около 200 метров и про-летел более 2 километров. В этом же году люди впервые совершили полет на воздушном шаре — это были Пилатр де Розье и Франсуа д’Арланд. Они летали над Парижем 25 минут на высоте, достигавшей 1 километр. Друзья благополучно опустились на землю.
Что такое аэростат?
Воздушный шар еще называется «аэростат», что в переводе с французского языка означает «неподвижный воздух». Воздух, находящийся внутри шара, перед полетом разогревают. А поскольку теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх, а вместе с ним ввысь устремляется и аэростат. Классический воздушный шар состоит из трех частей:
- объемной оболочки, сделанной из легких тканей;
- тепловой установки, которая называется горелкой;
- пассажирские корзины — гондолы
Какие бывают дирижабли?
Дирижабли могут быть мягкими и жесткими. Корпус мягких дирижаблей покрыт газонепроницаемой оболочкой и полностью наполнен газом. Снизу же к нему крепится кабина экипажа — гондола, в которой расположены механизмы управления аппаратом. Главное отличие жесткого дирижабля состоит в том, что основу его корпуса составляет металлический каркас, на который натягивается ткань. Газы здесь содержатся в специальных баллонах.
Кстати, в качестве газа в современных дирижаблях используют исключительно гелий, который в 7 раз легче воздуха.
Первый управляемый летательный аппарат
Первый управляемый аэростат в 1852 году сконструировал французский механик Анри Жиффар. Он смастерил оболочку в форме остроконечной сигары, прикрепил к ней пропеллер и с помощью руля научился регулировать повороты и боковые движения своего летательного аппарата. Благодаря этому изобретению люди получили возможность летать в любом направлении независимо от того, в какую сторону дует ветер. Управляемый аэростат получил название «дирижабль», что в переводе с французского и означает «управляемый».