Вертолет – летательный аппарат вертикального взлета. Представить себе современные Вооруженные силы, МВД, МЧС, гражданскую авиацию без вертолета практически невозможно.
Идея создания летательного аппарата вертикального взлета принадлежит великому флорентинцу Леонардо да Винчи. В его многочисленных чертежах 1475 года есть и наброски аппарата, напоминающего собой вертолет. В 1754 году великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов сконструировал небольшую модель вертолета. Его модель была способна подняться вверх и нести на себе несколько измерительных приборов — термометры, барометры и т.д.
В конце XIX в. произошел крупный прорыв в вертолетостроении, когда англичанин Горацио Филипс использовал паровую машину для запуска вертикального летательного аппарата. Затем француз Поль Корню использовал простую конструкцию из пары несущих винтов, соединенных приводным ремнем с бензиновым мотором, которая впервые подняла человека над землей.
В начале 20 века была разработана теория полета вертолета. Большой вклад в нее внесли русские ученые Николай Егорович Жуковский и Борис Николаевич Юрьев. В основе их теории лежала следующая схема вертолета: два винта, двигающиеся в разные стороны. Тем самым они как бы уравновешивали друг друга. Вертолет прекрасно держался в небе, но не был приспособлен к полетам на дальние расстояния.
Первая модель вертолета, преодолевшая порог расстояния в 50 метров, — советская ЦАГИ 1-ЭА. Она была построена в 1930 году. Ее мощность достигала 120 лошадиных сил. Конструктором и первым летчиком этого технического творения был Алексей Михайлович Черемухин.
Вертолет Fa-61, сконструированный Генрихом Фокке в 1936 г., впервые совершил управляемый с помощью руля полет, а в 1940 г. Игорь Сикорский еще больше усовершенствовал это открытие, закрепив руль на хвосте для более эффективного управления. Наконец, в 1940-х годах вертолет Сикорского R-4, способный двигаться вперед на высокой скорости и обладающий улучшенной маневренностью, стал первым в мире промышленным вертолетом.
Подъем и спуск вертолета контролирует несущий винт, расположенный в верхней части. В ходе его вращения образуется подъемная сила, поднимающая вертолет. Для управления направлением полета используется метод отклонения несущего винта в разные стороны. Также в управлении полетом принимает участие небольшой винт управления, расположенный в задней части вертолета, так называемый «хвост».
Вертолет способен подниматься на высоту от 5 до 6 000 метров. Скорость полета может достигать 250-300 километров в час, что приблизительно равно скорости болида Формулы 1. Среди особых преимуществ вертолета стоит выделить его способность зависать над местностью, заходить на цель с пикирования и делать различные угловые фигуры. Самолет этого сделать не может.