Швейная машина – техническое устройство, предназначенное для сшивания или вышивания тканей. Она применяется в швейной, трикотажной, обувной и других отраслях лёгкой промышленности, а также в быту.
Первые швейные иглы можно найти у первобытных людей. Они были сделаны из костей или рогов животных. В качестве нити первобытные люди использовали сухожилия животных. В XIV веке в Англии (по другой версии – в Китае) были изобретены первые иглы из железа. В XV веке железная игла была видоизменена. У нее появилась «ушко» — дырочка в основании.
В 1755 году английский инженер и изобретатель немецкого происхождения Чарльз Вайзенталь запатентовал первую машинную иглу для швейной машины. Его изобретение не получило должного развития и вскоре было забыто. В 1790 году патент на изобретение «шейной машины» был выдан английского инженеру Томасу Сейнту. Во время испытание его машина так и не заработала. В 1810 году немецкий инженер и изобретатель Балтазар Кремс, опираясь на разработки Т. Сейнта, изобрел первую швейную машину, которая работала. Но изобретение Б. Кремса не получило должного развития и тоже вскоре было забыто. Характерной особенностью всех первых машин было то, что они копировали ручной способ получения стежка.
В 1814 году английский изобретатель Джозеф Мадерспергер изобрел специальные иглы с ушком для швейных машин. Его изобретение позволило итальянцу Бартелеми Тимонье в 1830 году изобрести первую швейную машину, которая действительно работала. Но машине Тимонье была суждена незавидная судьба – уволенные вследствие ее эксплуатации рабочие сожгли и машину, и корпус фабрики.
В 1845 году американский инженер и изобретатель Элиас Хоу получил патент на швейную машину челночного стежка, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту. При этом в его машине игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии. В машине его конкурента Исаака Зингера игле было придано вертикальное положение, а ткань, прижатая лапкой, располагалась на горизонтальной платформе и её продвижение осуществлялось прерывисто движущимся зубчатым колесом, а впоследствии — зубчатой пластинкой (рейкой). Со временем конструкция машины усложнялась и совершенствовалась, они становились более быстроходными и специализированными.
По назначению швейные машины делятся на стачивающие (одно- или многоигольные), обмёточные, потайного стежка, пуговичные и т.д. Различают также универсальные машины (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям) и специализированные (предназначены для выполнения определённых операций). Последние обычно являются полуавтоматами. В зависимости от вида переплетения нити в стежке швейные машины подразделяются на 2 подгруппы: машины челночного стежка и цепного стежка. Все машины, входящие в одну подгруппу, имеют много общего как в принципе действия, так и в конструкции рабочих органов.
Наибольшее распространение среди швейных машин универсального типа имеет одноигольная стачивающая машина челночного стежка, основными элементами которой являются механизмы иглы, нитепритягивателя, челнока и двигателя ткани.
Механизм иглы сообщает игле, в ушко которой заправлена нитка, возвратно-поступательное или колебательное движение. В результате осуществляется прокол иглой материала, провод через него верхней нитки и создание у ушка иглы петли. Механизм челнока обеспечивает захват петли, её обвод вокруг шпуледержателя. Механизм нитепритягивателя сматывает нитку с катушки, сдёргивает её с челнока и затягивает стежок. Механизм двигателя ткани передвигает материал на длину стежка. Все механизмы получают движение от главного вала, приводимого во вращение электрическим или механическим приводом.