Виртуальная реальность (искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности, потенциальная реальность, «возможные миры») — искусственный мир, созданный техническими средствами и облаченный в привычный для человека чувственный образ. Немаловажным фактором является и то, что искусственный мир преподносится в режиме реального времени.
Впервые понятие «искусственной реальности» в современном значении было использовано в 1958 году американским художником Майроном Крюгером. Более привычное словосочетание — «виртуальная реальность» — привнес в 1989 году другой американец — Джарон Ланьер.
В 1977 году в Массачусетском Технологическом Институте была представлена «Кинокарта Аспена» — первая компьютерная программа, создающая у ее пользователя полное ощущение прогулки по городу Аспен. Причем Кинокартина могла быть как в летнем, так и в зимнем варианте.
В настоящее время виртуальная реальность широко применяется во многих сферах человеческой деятельности:
• дизайн, проектирование, моделирование,
• военные и гражданские технологии,
• тренажеры, симуляторы,
• отдых, развлечение,
• маркетинг, реклама и т.д.
Достоинства виртуальной реальности
— копирование чувственных ощущений – создание за счет датчиков и изображения реальной обстановки; компьютерные системы, копирующие ощущения, носят название Heptics force feedback – устройств;
— создание подлинности изображения за счет стереоэффекта; в этом случае каждый глаз получает свою картинку; в настоящее время технической гордостью является шлем виртуальной реальности;
— локализация звука; пользователь может ориентироваться в виртуальном пространстве с помощью слуха;
— целостная система управления; к ним относят: руль с педалями, пистолет, перчатки, киберкостюм и т.д.;
— подсоединение к мозгу или нервной системе; пока эти технологии дорогостоящи.