За III квартал 2012 года в мире прошло 16 технологических IPO, американские площадки продолжают удерживать лидерство.
Мировой рынок IPO в III квартале незначительно сократился по сравнению с III кварталом 2011 года: число размещений составило 16, объем сохранился на уровне 1,1 млрд долл. После неудачного размещения Facebook (в начале сентября его акции упали в цене вдвое) интернет-компаниям становится сложнее проложить себе путь на рынок. Поэтому эмитенты, разрабатывающие перспективные облачные продукты, и просто популярные интернет-площадки переносят сроки своих IPO, как, например, поступил крупный интернет-портал autotrader.com. Тем не менее упрощение процедуры IPO, принятое в апреле этого года в США, позволило поддержать приток новых эмитентов в традиционно малоактивном III квартале — число эмитентов увеличилось с пяти до семи. Наиболее интересным из них стал дебют сайта-агрегатора билетов и гостиниц Kayak.com, собравшего 91 млн долл.
Kayak очень долго шел на NASDAQ — первая заявка на IPO была подана им еще в 2010 году, но ошибки в отчетности и уход CFO в компанию-конкурента замедлили этот процесс. Впрочем, за это время Kayak смог расширить бизнес и наконец-то показать чистую прибыль (впервые в истории) по итогам I квартала 2012 года (маржа составила 6 %) и рост выручки на 40 %. Эти показатели пришлись по нраву инвесторам, и в первый день торгов акции поднялись в цене на 28 %.
Крупнейшим IPO в сегменте hi-tech в III квартале стало размещение Palo Alto Networks, собравшей 261 млн долл., что в принципе является достаточно скромным результатом. Palo Alto выпускает решения для обеспечения безопасности компьютерных сетей — файерволы нового поколения, реализующие ряд дополнительных функций, помимо стандартного мониторинга трафика по портам и протоколам. Акции Palo Alto выросли на 27 % в первый день и еще на 10 % к началу октября. Наиболее удачной компанией по динамике в III квартале стала ServiceNow, разрабатывающая ИТ-решения для управления предприятием на основе методологии ITIL. В первый день торгов ServiceNow подорожала на 37 %, к началу октября прирост стоимости превысил 100 %.
Немного отстала от нее коллега по отрасли — Eloqua, проведшая IPO в августе и собравшая 92 млн долларов. Eloqua разрабатывает облачные решения для оценки изменения спроса на товар в результате маркетинговой активности. В первый день торгов ее акции выросли на 30 %, а после смены президента в середине сентября Eloqua подорожала еще на 50 %. Интересный тренд последнего года — существенное отличие в сравнительной доходности IPOкомпаний, ориентированных на В2С-сегмент (розница) и В2В-сегмент (корпоративные продажи). В то время как В2С-эмитенты (например, Groupon, Zynga, Pandora) показывают отрицательную доходность: -5 % по данным Tableau, то В2В-компании (LinkedIn, Demandware, BazaarVoice) показывают впечатляющие +50 % доходности. Это говорит о том, что инвесторы ценят стабильность потока доходов, который приносит бизнес-модель, ориентированная на регулярные продажи (В2В), в то время как часто упоминаемые в прессе компании не могут в итоге выйти на окупаемость и теряют капитализацию. Цена акций Groupon за год упала с 26 до 5 долл., акций Zynga — с 13 до 3 долл.