Иван Константинович Матросов (родился 28 июня (10 июля) 1886 года, умер в 1965 году) — советский инженер, изобретатель железно-дорожных автоматических тормозов. Лауреат Сталинской премии (1941). В 1905—1916 годах работал машинистом паровоза в депо Рыбинск. В 1922 году окончил училище техников путей сообщения в Петрограде.
В 1926 году Матросов предложил новую схему автотормоза для грузовых поездов. В 1930—1932 годах этот тормоз (так называемый тормоз Матросова) был внедрен в качестве типового для грузовых поездов на железных дорогах СССР. В 1935 году Матросов реконструировал свой тормоз применительно к условиям работы в поездах Московского метрополитена.
В последующие годы им был изобретен ряд узлов тормозных устройств: концевой кран клапанного типа (1935 год), двухрежимный регулятор давления в главном резервуаре тормозной системы поезда (1944 год) и другое. В 1946 году в связи с ростом техники железно-дорожного транспорта и новыми требованиями эксплуатации Матросов начал работать над улучшением конструкции тормоза своей системы. Ему удалось создать тормоз, отвечающий современным требованиям. С 1953 года этот тормоз вводится на оснащение железно-дорожного подвижного состава. В 1955—1956 годах под руководством Матросова были разработаны новая конструкция автоматического тормоза МТЗ-270, пассажирский тормоз и кран машиниста № 209.