Экраноплан – транспортное средство, способное передвигаться над любой поверхностью (вода, снег, песок, лед и т.д.), не касаясь ее, за счет особого физического эффекта – «экранного потока». Экраноплан — это уникальный синтез корабля и самолета.
История появления первого экраноплана тесно связана с изучением такого таинственного авиационного эффекта как «экранный поток». Впервые с ним столкнулись в 1920-м году, когда самолеты, пытавшиеся приземлиться после непродолжительного полета над землей на расстоянии 10-15 метров, испытывали увеличение подъёмной силы крыла. Иногда это приводило к авариям.
В 1932 году в Советском Союзе был сконструирован первый самолет, который не пытался преодолеть «экранный поток», а летел за его счет. Самолет носил название «Дорнье ДО-Х». На его основе советский конструктор Павел Игнатьевич Гроховский создал первый самолет-амфибию, который по своим свойствам напоминал экраноплан. После ареста конструктора по «делу троцкистов» об экраноплане ненадолго забыли.
В 1940-1950-х годах к идее построения экраноплана вновь приступали такие известные ученые как Т. Карио, Б.Н. Юрьев, В.В. Голубев, Я.М. Серебрийский, Ш. Я. Биячуев и другие. Но далась она только двум советским ученым – это Ростислав Евгеньевич Алексеев и Роберто Людовигович (Орос де) Бартини.
В 1961 году состоялись испытания опытной модели Р.Е. Алексеева. Она носила название «Каспийский монстр». Испытания были настолько успешными, что вскоре была принята государственная программа построения экранопланов для нужд армии и флота. После распада СССР от строительства экранопланов отказались.
По внешнему виду экраноплан напоминает самолет. Его длина может достигать 100 метров, а размах крыльев превышать 35 метров (это меньше чем у самолетов). Грузоподъемность высока, свыше 500 тонн. Полет экраноплана возможен за счет аэродинамической подъёмной силы, которая создается на крыльях и корпусе.