Асфальтоукладочная машина или асфальтоукладчик – машина, предназначенная для строительства и ремонта автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, площадей с асфальтным покрытием. Такие машины способны самостоятельно создавать асфальтовое покрытие нужной ширины и толщины слоя.
Различают два основных вида асфальтоукладочных машин: асфальтоукладчики-прицепы и самоходные асфальтоукладчики.
Асфальтоукладчики-прицепы – это машины, которые не способны самостоятельно передвигаться, так как не имеет двигателя. Они состоят из большого бункера, куда помещают горячий асфальт (сырье) и приспособлений, которые разглаживают и утрамбовывают асфальт. Для работы прицепа необходима машина, которая будет тащить его за собой. Как правило, для этого используются грузовые машины «самосвалы». Самосвал, кузов которого заполнен сырьем (асфальтом) с помощью прицепного оборудования прикрепляется к прицепу, поднимает кузов, ссыпая содержимое в его бункер. Затем машина начинает медленно двигаться, приводя в работу устройства прицепа. Из бункера сырье высыпается на дорогу. Чтобы получить слой асфальта нужной толщины, применяется так называемая «выравнивающая плита», которая счищает излишки асфальта. Поднимая или опуская плиту можно регулировать толщину покрытия. После плиты прикреплен тяжелый металлический брусок, который быстро двигается вверх и вниз, тем самым утрамбовывая асфальт. Конечно, после работы асфальтоукладчика покрытие приходится еще раз утрамбовывать катком.
Самоходные асфальтоукладчики имеют следующее строение: двигатель, система управления, гусеницы, бункер для сырья (асфальта) и приспособление, которые разглаживают и утрамбовывают асфальт. Перед началом работы бункер машины заполняют сырьем (асфальтом) и с помощью специальных рычагов задают необходимые параметры будущего асфальтового покрытия, то есть, устанавливают толщину и ширину слоя. Затем заводится двигатель машины и начинается работа.