Как эта уникальная транспортная система помогла большим локомотивам преодолевать самые крутые горные склоны?
На зубчатой железной дороге использовались зубчатые рельсы. Такой рельс, обычно расположенный в центре между двумя ходовыми рельсами, помогал локомотивам преодолевать крутые подъемы с уклоном более 7%, что и в наши дни является максимумом для стандартного адгезионного пути. Для зубчатых железных дорог ключевым являлось использование круглых зубчатых колес локомотивов на зубчатой рейке. Таким образом, в основе принципа действия этой железной дороги лежало превращение энергии вращения, производимой двигателем поезда, в линейное движение по рельсам. Поскольку детали железной дороги имеют зубцы, эта система также обеспечивала дополнительное сцепление с дорогой, при котором сцепленные зубцы удерживали стоящий состав на месте.
Поскольку основным видом энергии традиционно был пар, поезда должны были быть соответствующим образом оснащены для поездки по зубчатой железной дороге. Эти модификации охватывали ходовую часть поезда (установка зубчатых колес) и изменение наклона парового котла, кабины и верхней части.
Наклон был необходим, потому что при работе парового двигателя требовалось постоянно заливать воду в трубки котла и топку для обеспечения стабильного хода, а этого практически невозможно добиться, если поезд не стоит ровно. Поэтому локомотивы на зубчатой железной дороге были наклонены к путям для противодействия уклону местности.
Хотя сегодня зубчатые железные дороги редки, они по-прежнему действуют во всем мире, но по ним ходят не только паровые, но и дизельные и электрические локомотивы. Самой знаменитой является зубчатая железная дорога на горе Вашингтон, которую можно увидеть на фото на следующей странице.
А вы знали? Первая зубчатая железная дорога появилась в Западном Йоркшире в Англии в 1812 г.