Китайские джонки, торговые и транспортные суда различного размера, используемые в Азии со II в. н.э. и по сей день, сочетают прочный бескилевой корпус с подвижными парусами, что делает их быстрыми и устойчивыми.
Парусное вооружение отличается от традиционного судна с четырехугольными парусами, поскольку различные паруса джонки могут сворачиваться внутрь по направлению к центральной оси судна, давая ему возможность легко идти против ветра. Сами паруса также отличаются от традиционных: длинные горизонтальные рейки обеспечивают их неподвижность, наподобие жалюзи, и не дают разрываться при сильном ветре. Увеличивает мощь и скорость джонки также возможность натянуть паруса на несколько мачт: пять или более на крупных судах. Корпус джонки традиционно делали из дерева с мягкой древесиной, например, кедра, с подковообразной кормой, приподнятой палубой полуюта и плоским основанием без киля. Из-за этого корпус джонки снабжен огромным килем, шверцами и выдвижными килями (подводными крыльями) для сохранения равновесия. Корпус также укрепляется с помощью множества продольных и поперечных перегородок, создающих ряд внутренних отсеков.
Использование такой сетки увеличивало прочность и устойчивость корпуса, особенно к боковому давлению, и значительно уменьшало скорость проникновения воды при бреши, поскольку сточные отверстия направляли воду обратно. Китайские джонки берут свое начало от маленьких лодок, использовавшихся в качестве жилья и для рыбной ловли, таких как сампаны династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г.н.э.), на которых в основном преодолевали реки и прибрежные воды. Однако к XV веку н.э. они значительно увеличились в размерах и стали играть роль трансконтинентальных торговых и военных судов, перевозя сотни людей и тонны товаров. Согласно китайским историческим документам, во время путешествий известного исследователя и моряка Чжэн Хэ джонки превратились в корабли для перевозки сокровищ длиной 128 м и шириной 55 м и могли похвастаться 9 мачтами и командой из более 130 человек. Во время плавания Хэ по Индийскому океану в 1405 г. под его началом находилось свыше 300 джонок и 30000 человек.
Сегодня роль джонок как торговых и военных судов уже не столь значительна благодаря развитию современных технологий и методов транспортировки. Однако гражданские лица по-прежнему широко используют их для рыбной ловли, поездок, торговли и путешествий; также джонки популярны у туристов, желающих осмотреть достопримечательности.