Авианосец – это особый тип военных кораблей, которые представляют опасность не сами по себе, а своим «грузом». В качестве последнего на их палубе и в трюмах размещается несколько авиационных группировок и приборы их обслуживания.
Авианосцы – это настоящие стальные гиганты. Их водоизмещение может достигать 15 000-60 000 тонн. Водоизмещение отдельных экземпляров кораблей может доходить до 90 000 тонн. Размеры этих кораблей колеблются от 210 до 330 метров, из которых более половины (120-150 метров) приходится на взлетную полосу для самолетов. Толщина стали корпуса авианосца может достигать 5-10 сантиметров. На своем борту они несут около 50-100 самолетов при условии, что общая масса их груза не превышает 2 500 тонн.
Нижняя часть авианосца более широкая, чем верхняя. Это позволяет ему выдерживать 5-7 балльные штормы. Внутри авианосца находится до 60 % его содержимого: ангары, самолеты, вертолеты, заправочные станции и т.д. С верхней частью палубы их связывает серия подъемников. Центральная часть на палубе сильно приподнята. Она носит название «острова». В целях повышения грузоподъемности авианосца на «острове» сконцентрировано все управляющее и радарное оборудование.
Вооружение авианосца составляют зенитки и ракеты. Обычно плавание корабля такого уровня сопровождают несколько десятков кораблей прикрытия. Последние защищают его как от приближения к нему подводной лодки, так и страхуют от авиации противника.
Прямыми предшественниками авианосцев считаются так называемые аэростаносцы, активно используемые в разведывательных целях в 19-начале 20 веков. На своем борту они несли 1-2 гидросамолета. После выполнения задания самолеты приземлялись в море. В 1910-1911-х годах американский летчик Юджин Б. Эли осуществил несколько взлетов и посадок с крейсеров «Бирмингем» и «Пенсильвания», доказав тем самым, что самолеты могут прекрасно садиться на корабельную площадку.
В 1915 году в ходе I Мировой войны британские ВМФ впервые применили авианосцы на практике. Первый авианосец «Ark Royal» нес на борту гидросамолеты, которые довольно успешно показали себя в ходе сражения с турецкими войсками. Длина его палубы составляла более 100 метров.
В 1961 году в США был принят к эксплуатации первый авианосец с ядерной двигательной установкой. Он назывался «Энтерпрайз». Его длина была рекордной даже для сегодняшнего времени – около 350 метров. В 1985 году был спущен на воду и первый советский ядерный авианосец «Адмирал Кузнецов».