Подводная лодка – это боевой корабль, предназначенный для подводного плавания. Он может с легкостью оборудоваться различными ракетами, торпедами, минами и зенитно-ракетными комплексами. Вкупе с его бесшумностью и скрытностью это делает его опасным противником не только для морских кораблей, но и для портов, баз и авиации.
Подводная лодка включает в себя легкий корпус, в котором содержаться цистерны с водой, и прочный корпус, поделенный на отсеки. Количество отсеков может быть от 3 до 10. Плавать в морских глубинах подводной лодке помогают цистерны, вмонтированные в ее внешний корпус. Цистерны содержат некоторое количество сжатой воды. Чем больше воды в них, тем на большую глубину может опуститься лодка, и наоборот.
Рабочая глубина подводной лодки составляет 1 000-2 000 метров. Конечная глубина составляет около 5 000 метров. Для того, чтобы перемещаться под водой, применяется как энергия атомных установок, так и встроенные винты и двигатели. Последние передвигают лодку за счет направленной струи воды.
Подводная лодка в длину составляет от 35 до 50 метров (максимально 70 метров). Ее вес колеблется от 40 до 50 тонн, водоизмещение от 4 до 6 тонн. Рабочая глубина подводной лодки составляет 1 000-2 000 метров. Конечная глубина составляет около 3 500 метров. Подводная лодка предназначена для того, чтобы скрытно подойти к кораблю или морской базе и нанести ракетно-торпедный удар.
Первые попытки построения подводной лодки предпринимались еще в античности и средние века. Все они был неудачны. Согласно довольно распространенной легенде изобретателем первой подводной лодки, которая действительно плавала, был великий итальянский гуманист Леонардо да Винчи. В дальнейшем, осознав какого «монстра» он придумал, Леонардо отказался от его постройки и уничтожил все чертежи.
Первая подводная лодка, о существовании которой известно достоверно, было «подводное судно» английского естествоиспытателя Вильгельма Бурна. Она была разработана им в 1578-1580-х годах. «Подводное судно» представляло собой деревянный каркас, обтянутый кожей. Испытать свое изобретение В. Бурн не решился. Спустя сорок лет, в 1620 году, другой англичанин — Корнелий ван Дреббель – создал подобный же «аппарат» и совершил на нем несколько погружений на реке Темза. В ходе последнего погружения его сопровождал сам король Англии Яков I.
Первой отечественной подводной лодкой можно считать деревянное судно Ефима Никонова. Оно было сооружено в 1718 году. В ходе испытания судно начало протекать, и разгневанный Петр I сослал мастера в Архангельск. Вплоть до 1900 года Россия закупала подводные лодки за границей, в основном в Англии и САСШ (США).
В 1878-1881-х годах появилась первая подводная лодка отечественного производства. Ее изобретателем был военный инженер Джевецкий. Его изобретение не нашло широкого применения и вскоре было забыто. В 1901 году, благодаря проектам военных инженеров Бубнова, Горюнова и Беклемишева, у России наконец-то появились свои подводные лодки. Все они работали на дизеле или бензине.