Поезд — сцепленные вместе экипажи для следования по железной дороге. Обыкновенно поезд составлялся из ряда вагонов, ведомых помещенным в «голове» локомотивом. Иногда, при особых условиях движения, например, при маневрировании на станциях, при подъеме и спуске поезда на крутых уклонах горных железных дорог, машина ставилась сзади. Особенно тяжелые поезда велись нередко двумя паровозами (в две тяги).
Предельный состав поезда, или наибольшее число включаемых в него вагонов, зависит от силы локомотива, встречающихся наибольших уклонов на пути, длины разъездных путей на станциях и так далее и определяется для каждой дороги или группы дорог особыми правилами.
По назначению своему поезда бывают пассажирские разных категорий (обыкновенные пассажирские, скорые, почтовые, курьерские, прямого сообщения или местные и так далее), товарные, смешанные прочие. Для собственных нужд дороги, при ремонте линии, для подвоза материалов и так далее устанавливаются рабочие поезда.
Движение поезда регулируется заранее установленным расписанием их, которым предусматривается время хода каждого поезда, места скрещения, продолжительность остановок и прочее, в зависимости от длины перегонов, условий пути на разных участках, расположения станций водоснабжения, оборотных депо, где могут сменяться паровозы, а также, преимущественно в отношении пассажирских поездов, с целью наиболее удобного для пассажиров согласования времени прибытия и отправления поезда на узловых станциях. Управление движением поезда облегчается графиком хода, в котором предусматривается наибольшее число поездов, которые могут быть пропущены в оба направления, причем каждому поезду присвоен номер.
В зависимости от потребностей движения, некоторые из поездов графика назначаются постоянными (обыкновенно все пассажирские и часть товарных), а прочие пускаются по мере надобности с усилением движения. Такое усиленное движение обыкновенно происходит в определенное время года, в зависимости от состояния водных путей, которые, при достаточной глубине в летнее время, отвлекают часть грузов от некоторых железных дорог, другим, наоборот, доставляют грузы, а зимой обречены на бездействие. Такое же влияние в разные времена года оказывает состояние дорог, служащих подъездными к рельсовой сети.