Магнитоплан (более известный в странах Европы под названием «маглев») — это обычный поезд с необычной подвеской – магнитной. Двигаясь вдоль одной-единственной рельсы, магнитоплан почти не касается ее. Такое его свойство возможно за счет того, что в его движении полностью отсутствует трение.
Первый магнитоплан появился в 1984 году в городе Бирмингеме (Англия). Длина монорельсовой дороги составляла всего 600 метров. Скорость движения магнитоплана была низкой. После 10 лет работы от его услуг отказались.
В 1989 году магнитоплан начал курсировать в западной части Берлина (ФРГ). Длина монорельсовой дороги составляла более 1,5 километров. Поезд работал автоматически и не нуждался в водителе. После падения Берлинской стены монорельсовая дорога была разобрана.
В 2002 году монорельсовая дорога с магнитопланом появилась в городе Шанхае (Китай). Строительство вела совместная немецко-китайская фирма «Transrapid». Длина монорельсовой дороги составила 30 километров.
Наиболее успешно пока магнитопланы применяются только в Японии. Введенная в эксплуатацию в 2003 году монорельсовая дорога показывает неплохие результаты. Скорость движения магнитоплана по ней достигает 600 километров в час.
Необычные показатели магнитоплана связаны с его устройством. Всю его нижнюю часть занимает магнитная подвеска. Двигаясь по рельсе, магнитоплан как бы висит на ней. Это нависание возможно за счет магнитных сил. В таких условиях единственные законы, которым подчиняется магнитоплан, это законы аэродинамики, то есть законы полетов.
К настоящему времени существует всего 3 типа магнитопланов:
• магнитопланы, работающие на сверхпроводящих магнитах;
• магнитопланы, работающие на электромагнитах;
• магнитопланы, работающие на постоянных магнитах.